14 апреля «Титаник» — крупнейший корабль в истории — с помпой отправился в свой первый рейс. Он же стал последним... Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, полторы тысячи человек замерзли в ледяных, темных водах Атлантики. Семьсот уцелевших на немногочисленных спасательных шлюпках пережили кошмар, ожидая спасения под крики тонущих людей. Катастрофа потрясла мир и вызвала споры, которые не утихают до сих пор.
252 человека пострадало при строительстве, 6 из них умерли
О «черном» айсберге, который пробил борт шедшего в полной темноте судна, попытках капитана побить рекорд скорости, критической нехватке спасательных шлюпок на борту знают все. Хроника событий публиковалась в авторитетных изданиях, о «Титанике» написано десятки документальных и художественных книг, снято множество фильмов — казалось бы, о чем тут еще говорить? С момента крушения прошло более ста лет, но исследователей не покидает мысль, что тайна «Титаника» так и не раскрыта.
Корабль преследовали неудачи задолго до того, как на его борт поднялись 2207 пассажиров и членов экипажа. Во время строительства на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вулф» погибло шесть рабочих, большинство из них от падения с высоты. 246 человек получили травмы, из них 28 — стали инвалидами. Как только корабль отчалил от пристани, в него едва не врезался пароход «Нью-Йорк». Провидение посылало знаки «Быть беде!», но на них не обратили внимание.
«Черный» айсберг прямо по курсу, всего в 650 метрах
Курс «Титаника» пролегал из Саутгемптона в Великобритании в Нью-Йорк. Северная Атлантика во все времена таила смертельную опасность для судов в виде айсбергов, откалывающихся от ледников на западе Гренландии, огромных льдин и целых ледяных полей, дрейфующих под влиянием ветров и течений. В сезон наибольшей ледовой опасности корабли двигались по Южной трассе, но в 1912 году даже с нее одно за другим поступали тревожные сообщения об огромных айсбергах.
Капитан игнорировал предупреждения, а последнее, за 40 минут до столкновения с роковым айсбергом, и вовсе не получил от радиста. Радист оборвал радиообмен с кораблем «Калифорниан», которое предупреждало о близкой опасности, прежде, чем получил координаты, так как был занят отправкой платных телеграмм пассажиров первого класса. В 23:39 на расстоянии всего 650 м прямо по курсу был замечен «черный» айсберг, а через минуту произошло столкновение, в результате которого судно получило пробоины корпуса длиной около 100 м.
Айсберг начал таять, перевернулся и стал почти прозрачным — он был «черным», практически невидимым. Ночь была безветренной и безлунной, иначе впередсмотрящие увидели бы «барашки» вокруг льдины. На «Титанике» не было ключа от сейфа с биноклями, бинокли были только у некоторых членов экипажа, но у впередсмотрящих в «вороньем гнезде» их не было. Судно неслось вперед с огромной скоростью — по мнению исследователей, катастрофа была неминуема.
В первой шлюпке было занято 12 мест из 65
«Титаник» — один из трех кораблей класса «Олимпик», которые были заказаны компанией «Уайт Стар Лайн» судостроительной компании «Харланд энд Вульф». В длину он равнялся трем современным футбольным полям, в высоту — 18-этажному дому. Корабль был рассчитан на 3547 пассажиров и более 900 членов экипажа, но общая вместительность спасательных шлюпок составляла всего 1178 человек. В проекте предусматривалась установка 48 шлюпок, но потом их сократили до 20.
Когда в 00:05 был отдан приказ спускать шлюпки, пассажиры отказывались садиться в них, так как «Титаник» казался им непотопляемым — в шлюпке № 1 было занято всего 12 мест из 65. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки на воду из-за того, что корабль тонул просто на глазах. Первая была спущена на воду в 00:45, последняя — в 02:05. Те, кому посчастливилось попасть в шлюпки, не спасали людей в воде и старались отплыть от места крушения, опасаясь, что их перевернут тонущие или шлюпки затянет в воронку, создаваемую тонущим судном.
У людей, которые попали в открытый океан, не было шанса выжить даже при наличии спасательных жилетов и навыков плавания. В ту ночь температура воды в Атлантическом океане опустилась до +2...+4 С. При такой температуре летальный исход наступает через 5–15 минут пребывания в воде. Из воды живыми было подобрано всего шесть человек из полторы тысячи.
Из трех кораблей только один пришел на помощь
Рядом с «Титаником» находилось три судна. На борту подавали сигнал бедствия, но использовали сигнальные ракеты не красного, как было положено при кораблекрушении, а белого цвета — других ракет просто не было на судне... Именно поэтому не пришел на помощь корабль «Калифорниан», который проходил по курсу всего в нескольких милях — там подумали, что на «Титанике» дают праздничный салют. Только в 5:30 радист получил известие о бедствии, но когда корабль прибыл на место крушения, всех выживших уже подобрали.
«Титаник» столкнулся с айсбергом в 23:40 и затонул в считаные часы — в 02:18 он разломился на две части, в 02:29 врезался в дно океана на глубине почти 4 тысячи метров. В 04:10 на помощь людям в спасательных шлюпках пришел корабль «Карпатия», который поднял 712 уцелевших пассажиров и членов экипажа на борт и в 08:50 взял курс на Нью-Йорк. Вместе с «Титаником» утонул и его капитан — Эдвард Джон Смит, самый опытный из капитанов компании «Уайт Стар Лайн».
Одна из возможных причин катастрофы — пожар, который начался еще в порту
Как же случилось так, что корабль, который считался непотопляемым, затонул так быстро? Споры о причинах кораблекрушения продолжаются и по сей день.
Одна из последних гипотез — еще в порту в трюме загорелся уголь, но судоходная компания решила не откладывать рейс и корабль вышел в море с пожаром на борту. Очевидно, руководство рассчитывало на то, что команда справится с ним в пути, и боялось огласки проблем — строительство обошлось в рекордные $7,5 млн. Потушить уголь можно было только одним путем — забросив в топку, что и делали кочегары, разгоняя «Титаник» до немыслимой скорости. Но огонь не утихал, температура поднималась, сталь становилась хрупкой и попросту не выдержала столкновения с огромным айсбергом.
Экранизация катастрофы принесла $1,8 млрд
С момента катастрофы было снято большое количество фильмов, посвященных трагедии. Старт экранизации положил фильм «Спасшаяся с «Титаника», который вышел в мае 1912 года. Но ошеломляющий коммерческий успех пришел только к одной экранизации — фильму-катастрофе «Титаник», снятому в 1997 году Джеймсом Кэмероном. Главные роли принесли Леонарду Ди Каприо и Кейт Уинслет мировую известность, а песня «My Heart Will Go On», исполненная Селин Дион, стала песней номер один по всему миру. В течение тринадцати лет фильм был лидером по кассовым сборам в мировом прокате и заработал $1,8 млрд.
Не «Титаником» единым
О «Титанике» знает весь мир, во многом, благодаря экранизации Джеймса Кэмерона, но в истории мирового судоходства были еще более масштабные трагедии. К примеру, в сентябре 1954 года у берегов Японии во время тайфуна «Мэри» затонул корабль «Тойя Мару» с 1719 людьми на борту, одновременно еще 1440 человек погибли в результате крушения четырех судов, которые стояли на рейде и не вышли в открытое море, чтобы переждать непогоду. И таких примеров наберется не один десяток.
Если бы на «Титанике» потушили пожар до выхода в море, если бы капитан дал приказ сбавить ход, если бы у впередсмотрящих были бинокли, если бы айсберг не перевернулся, если бы ночь была лунной, если бы на борту были шлюпки, если бы сигнальные ракеты были красного цвета... Возможно, тогда бы его пассажиры не потеряли возможность начать новую жизнь в Америке.
Вопросы и комментарии